Средний класс - что это вообще такое? И существуют ли четкие критерии, позволяющие отнести к этому разряду человека или, скажем, автомобиль? Разговор на столь непростую тему поддержал Honda Accord Type-S из ограниченной серии Special Edition.
Средний класс
Семь поколений одноименного автомобиля - уже династия, по определению достойная всемерного уважения. В этом году ей исполнилось 30 лет. Да, именно в 1977 году с конвейера сошел первый экземпляр Honda Accord. По тем временам мало кто делил автомобили на классы. Этот был просто хорош и доставлял удовольствие своим владельцам. Accord и не подозревал, что уже в скором времени отцы-производители будут искать ему место среди конкурентов, назначать цену согласно правилам игры, а также ориентировать на определенный сегмент покупателей. В общем, выступать в среднем весе, а дальше - как рынок рассудит. - Постой, постой! О каком таком среднем классе идет речь?! - как зубами, клацнул от неожиданности Accord четырьмя кнопками открытых дверных замков.
- Посмотри на меня внимательно, на ценник в салоне, а также в рекламный буклет загляни. Сама солидность, стою далеко не средне, а определяют меня такие слова, как бизнес и даже представительский…
- Accord-сан, я вовсе не хотел тебя обидеть, но, видишь ли, в России уже не те времена, когда любая иномарка могла быть выдана за предмет неподдельной роскоши. Народ-то зарабатывать стал, и появившийся средний класс теперь вполне осведомлен, каким должен быть автомобиль настоящего бизнескласса, а тем более представительского. Если не согласен - разберем тебя по болтам и винтам, чтобы все наглядно было.
- Нет-нет-нет! - по-японски вкрадчиво запели поршни и 16 клапанов 2,4-литрового мотора i-VTEC.
- Лучше поедем, а дальше сам все увидишь. Кстати, все шесть моих предыдущих поколений не нуждались ни в каких разборках даже при самых длительных пробегах и доживали до вполне императорского возраста. Сам знаешь, что по надежности я всегда был лидером!
В чем различия?
- Согласен, но ведь это же не определяет твой социальный статус, - заметил я.
- В своей сегодняшней версии ты претендуешь на спортивный изыск бизнес-седана, хотя во всем мире известен как прекрасный семейный автомобиль. Так в чем же он, кроме черного хрома отделки решетки радиатора, в тон ей 17-дюймовых литых дисков, затемненных отражателей в фарах и, наконец, элементов отделки "под углеволокно" в салоне? Автомобиль явно обиделся и проявлять все свои 190 л.с. определенно не спешил. Под давлением на электронную педаль газа 5-ступенчатая АКП быстро переключала передачу за передачей, но красная стрелка поднималась вверх по подсвеченному белым светом круглому лимбу спидометра без особого задора.
- И все же: зачем ты хочешь опустить меня ниже имеющихся 145 мм дорожного просвета? - забарабанил он задними арками, гулко отбивавшими поднятую с асфальта снежно-песчаную кашу.
- На себя взгляни! Ведь и до среднего класса не дотягиваешь, хотя многие тебя таковым считают. Высшее образование, квартира, машина, дача, посудомойка и телевизор у тебя, конечно, есть. Но вопрос в том, какого это все уровня, качества и сколько лет своей жизни и сил ты потратил на то, чтобы всем этим обзавестись. А пока лез из кожи вон, большая часть того, что имеется, безнадежно устарела. Вот возьми и купи прямо сейчас хотя бы Civic, не говоря уже о квартире или даже домашней технике. Разве что в кредит получится, и то не факт, потому что твой доход не тянет на средний класс даже по европейскому уровню, а тем более японскому или американскому.
Эргономика салона
- Разве дело лишь в деньгах и покупательной способности? Еще и порода важна, то есть генные предпосылки к выполнению своего предназначения. Известно же, что от раскидистой осины не родятся апельсины. Вот, скажем, твоя династия инжинирингом горда. Все технические решения - просто на славу, эргономика на высоте, а вот в плане удобных мелочей - беда, да и только. Где ты видел, чтобы у седана бизнес-класса не было электрорегулировок сидений и их обогрева, а "бардачок" был объемом с кулачок? А где, к примеру, настройка жесткости рулевого управления через бортовой компьютер, которая бы тебе не помешала? Это даже у попсового Ford Focus есть! А задний диван для вальяжных посиделок? Ну что, согласен на "крепкого середняка"? Type-S попытался что-то сказать в свое оправдание, поигрывая 6-дисковой аудиосистемой с 8 динамиками, но поняв, что спор совершенно беспредметный, решил сыграть в режиме D3. Крайнее нижнее положение селектора АКП оживило автомобиль, который сразу забыл обо всех понтовых притязаниях и поехал быстро и правильно, перебрасывая передачи только тогда, когда стрелка тахометра подходила к красной зоне на отметке 6800 об/мин. Accord собрался и, не обращая внимания на неровности и снежно-ледяной панцирь на асфальте, стал прописывать поворот за поворотом, лишь в редких случаях подстраховывая траекторию системой стабилизации VSA.
- Видишь, как я еду! - удовлетворенно рычал он двухтрубной системой выпуска при очередном наборе скорости, уже в псевдоручном режиме переключения передач.
Ум, богатство и совесть
- Разве не хорош?! Да и ты управляешься со мной так, что задействовать электронику приходится крайне редко. Все-таки основной параметр среднего класса - это, как я понял, не внешние атрибуты, а внутренняя суть, - мягко и без закусывания оттормозился автомобиль, - а потому беру назад свои слова насчет твоей обеспеченности. Ну что толку от богатого торговца фруктами, который легко может меня купить или продать, пару раз ударить, а затем сказать, что машина несовершенна? Теперь я понимаю, что вся прелесть авто среднего класса в том, что он рассчитан на тебе подобных людей, пусть не шикарных, но думающих. И подлинная гармония достигается лишь на таком уровне.
- А как же тогда быть с учителями, врачами и прочими интеллектуалами, которые о тебе даже мечтать не могут? Ведь на их зарплату можно купить разве что лампочку для твоих ксеноновых фар. Они что, не средний класс? Type-S после такого пассажа явно захотелось напиться, и он совершенно по-японски, без тени стеснения припал к колонке с 95-м бензином, где набрался до полного бака, возмещая каждый из 14 литров, израсходованных им на "сотню".