Покупка отечественного автомобиля - выгодно и сердито
В тех странах, где автомобильная промышленность развита, на внутренних рынках доминируют национальные производители. Эксперты называют основной причиной такого положения дел патриотизм водителей. Однако не в последнюю очередь на выборе в пользу той или иной марки сказывается цена и наличие дилерских сетей.
В структуре автомобильного рынка Японии национальные бренды составляют более 90% продаж. В Индии и Корее этот показатель колеблется в пределах 70%, в Америке - 45%. Исключение составляет лишь Китай, где в основном реализуются иностранные авто, собранные на совместных предприятиях. Крупнейший европейский авторынок в Германии занимает более 70%. На втором месте находится Франция, а тройку лидеров замыкает Россия.
По мнению специалистов в области налогообложения, объясняется лидерство местных брендов не функционалом и наворотами. Литые диски, gsm сигнализация или интеллектуальные системы безопасности не идут ни в какое сравнение с более низкой ценой, которая обеспечивается мерами государственной поддержки. В Европе многими государствами практикуется использование пошлин, защищающих внутренний рынок. В России их размер составляет 30%. Все государства стараются обезопасить отечественный автопром, так как в доле ВВП в среднем отрасль занимает порядка 7%. Для России цифра несколько ниже - всего 2%.
Симулирует патриотизм удобство обслуживания и приобретение транспортных средств. Дилерская сеть автопроизводителей наиболее полно представлена в собственных странах. Чиновники и первые лица государства подают пример рядовым гражданам, внедряя практику государственных и корпоративных закупок. Человек решает новую магнитолу или алкотестеры купить только после появления аналогичного прибора у соседа. Это одна из особенностей национального менталитета.
В 2003 году доля отечественных авто составляла 80,3%, в 2009 - лишь 27,1%. В первые месяцы 2010 года ситуация улучшилась - показатель вырос до 33,6%. Эксперты констатируют последствия вмешательства государства. Сначала поднялись пошлины на иномарки, затем активизировались госпрограммы по субсидированию кредитов.
По прогнозам агентства “Автостат” потери на рынке отечественных марок в ближайшем будущем возобновятся, и к 2004 году их доля рынка составит около 12%. Через пять лет с конвейеров отечественных заводов будут сходить в основной своей массе иномарки, хоть и под именами отечественных брендов.